Костенков П. П.: А. С. Пушкин и просвещение

А. С. ПУШКИН И ПРОСВЕЩЕНИЕ

В нашей стране и за рубежом опубликовано огромное количество книг и статей, посвященных творческому наследию Александра Сергеевича Пушкина. В этих трудах Пушкин представлен как великий русский национальный поэт, творец современного русского языка, литературный критик, историк, мыслитель, художник.

К сожалению, до обидного мало внимания уделено высказываниям Александра Сергеевича по вопросам народного образования, которые содержатся в его сочинениях, а также в официальных материалах, записках. Одним из немногих счастливых исключений является книга профессора З. И. Равкина "Педагогика Царскосельского лицея пушкинской поры. 1811-1817" (М., 1993).

Как известно, поэт в свое время прошел характерный для детей дворян "курс" домашнего воспитания. Его родители особенно не обременяли себя заботой о духовном развитии своих наследников. Такого рода обязанности они всецело возложили на французских гувернанток и гувернеров. Позднее Пушкин жаловался на серьезные недостатки своего "проклятого воспитания", которое отрывало его от родного языка, от жизни народа. Правда, рядом с ним в детстве были простые русские люди - крепостной крестьянин, дядька Никита Козлов, и великолепная сказительница, няня Арина Родионовна, приобщившая ребенка к сокровищнице народного творчества. Рано овладев родным и французским языками, Саша много читал, знакомился с поэзией.

Когда подростку исполнилось тринадцать лет, он поступил в лицей, открытый в Царском Селе под Петербургом. Царскосельский лицей представлял собой мужское учебное заведение закрытого типа, где сыновьям родовитых дворян давалось высшее образование. Перед оканчивающими его молодыми людьми открывалась перспектива получения высоких чинов, возможность быстро продвигаться по службе в армии или в государственных учреждениях. Лицей обеспечивал прохождение студентами сокращенного и облегченного курса вузовских дисциплин. Это послужило поводом для утверждения: в данном учебном заведении царила "роскошь полузнаний". К характеристике учебного процесса в нем относились и слова поэта: "Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь, так воспитаньем, слава богу, у нас немудрено блеснуть" (Из "Евгения Онегина").

Тем не менее, для своего времени Лицей пушкинской поры был прогрессивным учебным заведением. Подготовка специалистов здесь осуществлялась в два этапа, разделялась на два курса - начальный и "окончательный", на каждый из которых отводилось по три года. На первой ступени изучались гимназические дисциплины, за исключением политэкономии, статистики, коммерческих наук и технологии. Зато вводился особый курс изящных наук и гимнастических упражнений. Планом "окончательного" курса предусматривалось изучение научных дисциплин, преподаваемых в университете. В совокупности элементы гимназического и университетского образования составляли довольно строгую и стройную систему образования. В нее включались, в частности, логика и психология.

В Лицее устанавливался режим, благоприятствующий самообразованию и самоусовершенствованию личности студента. Следовательно, не только личная одаренность Пушкина, но и образовательная подготовка в Лицее сыграли немаловажную роль в его разностороннем развитии. Особенно впечатляющих успехов он достиг в области гуманитарных наук. В его выпускном аттестате отмечено, что успехи в российской и французской словесности оцениваются как "превосходные". З. И. Равкин в своем очерке заметил: "Пушкин закончил шестилетний курс наук Лицея 19-м по своим баллам учеником (из общего числа 29-ти лицеистов его выпуска). Но при таких, более чем скромных, внешних показателях, он уходил из Лицея, обладая значительными духовными ценностями, которые выразились не в школьных баллах и официальных характеристиках педагогов, а в его глубоком и разностороннем интеллекте, огромном творческом потенциале, в горячем и отзывчивом ко всему истинно прекрасном сердце".

Особенно большое значение для формирования философских, политических и нравственно-эстетических воззрений раннего Пушкина имели занятия и общение с любимыми наставниками-преподавателями русской словесности, теории поэзии, риторики и русского языка А. П. Куницыным, преподавателем русской литературы и латинского языка Н. Ф. Кошанским, преподавателем истории И. К. Кайдановым и некоторыми другими. Воспитатели своей поддержкой стимулировали интерес юного Пушкина к поэзии, к литературному творчеству. Этому способствовали и царивший в Лицее дух свободы, самодеятельности, индивидуальный подход учителей к воспитанникам, творческая обстановка в учебном заведении, дружеские отношения в среде студентов, общение с выдающимися писателями, участниками Отечественной войны 1812 г. Для формирования гражданственности поэта неоценимое значение имели тот патриотический подъем в российском обществе, который был вызван войной против полчищ Наполеона, личная дружба с участниками войны.

Испытав на себе как благотворное, так и негативное влияние аристократического семейного и общественного воспитания, А. С. Пушкин в своих произведениях не мог не выразить личного отношения к просвещению той эпохи.

Отмечая своеобразие русского исторического процесса, утверждая, что история России "требует другой мысли, другой формулы", чем история Западной Европы, Пушкин страстно ратовал за то, чтобы и воспитание юношества в стране было глубоко национальным, основывающимся на лучших традициях русского народа. Поэт неоднократно высказывался против того, чтобы оно вверялось лицам из числа иностранцев, отличавшихся, к тому же, педагогическим невежеством и испорченностью нравов.

Данная мысль убедительно показана на примере воспитания юного Андрея Гринева - героя "Капитанской дочки". Когда мальчику исполнилось двенадцать, отец нанял для его воспитания француза Бопре, который в "отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию, чтобы стать учителем, не очень понимая значение этого слова". Он оказался пьяницей и волокитой. Единственная заслуга сего "педагога" заключалась в том, что он хоть не мешал мальчику заниматься "своим делом", предаваться ребячьим забавам. До шестнадцати лет Андрюша жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Положительное духовное влияние на него оказал бывший стременной Савельич, за трезвое поведение пожалованный в дядьки. Под его надзором подросток как-то выучился русской грамматике. Савельич и вся домашняя среда способствовали воспитанию доброго нрава у юноши, на долю которого затем выпали суровые испытания жизнью.

К слову сказать, не один Пушкин отмечал засилье иностранцев в стране. Так, граф А. Р. Воронцов в своей автобиографической справке, составленной в год его смерти (1805), отмечал: "Россия - единственная страна, где пренебрегают изучением своего родного языка, и всем тем, что относится к родной стране, настоящему поколению... Это дорогое воспитание (под руководством иностранных гувернеров - П. К.) ведет к совершенному невежеству относительно своей страны, к равнодушию, может быть, даже к презрению к той стране, с которой связано собственное существование, и к привязанности ко всему тому, что касается чужих нравов и стран, в особенности же Франции".

Решение проблемы духовного воспитания молодежи Пушкин и не мыслил без формирования у нее русского национального идеала, без связи образования с жизнью простого народа, без отечественных наставников. Красной чертой через все творчество поэта проходит идея патриотизма.

По мнению Пушкина, могущественная просветительная сила заключена прежде всего в национальной литературе и отечественной истории. Как поэт и публицист Александр Сергеевич ставил вопрос об усилении народности в литературе: "Климат, образ правления, вера дают каждому народу особенную физиономию, которая более или менее отражается в зеркале поэзии. Есть образ мыслей и чувствований, есть тема обычаев, поверий и привычек, принадлежащих исключительно какому-нибудь народу". Идеей патриотизма проникнуто и такое его высказывание: "России определено было высокое предназначение. Ее необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы; варвары не осмелились оставить у себя в тылу порабощенную Русь и возвратились на степи своего востока. Образующееся просвещение было спасено растерзанной и издыхающей Россией..., но Европа в отношении к России всегда была столь же невежественная, как и неблагодарная".

мысль.

Пренебрежительное отношение к культуре русского народа, к Российскому государству формировалось по вине господствующего класса - дворянства. Поэтому внимание Пушкина, в первую очередь, было приковано именно к вопросам воспитания молодежи, принадлежащей к этому сословию.

Наиболее полно его взгляды на дворянское образование изложены в записке на имя императора Николая I - "О народном воспитании" (1826 г.).

30 сентября 1826 г. шеф жандармов А. Х. Бенкендорф от имени царя предложил Пушкину, только что возвратившемуся из ссылки, заняться "предметом о воспитании юношества". Напуганное восстанием декабристов царское правительство стремилось изменить "ложную систему воспитания".

Александр Сергеевич исполнил волю самодержца. Уже в начале декабря 1826 г. записка Пушкина Бенкендорфом была передана Николаю I. Царь внимательно прочитал записку, испещрив текст несочувствующими вопросительными и восклицательными знаками.

"Не одно влияние чужеземного идеологизма, - писал он, - пагубно для нашего отечества; воспитание, или лучше сказать, отсутствие воспитания, есть корень всякого зла". И далее подчеркнул: "В России домашнее воспитание есть самое недостаточное, самое безнравственное; ребенок окружен одними холуями, видит одни гнусные примеры, своевольничает или раболепствует, не получает никаких понятий о справедливости, о взаимных отношениях людей, об истинной чести. Воспитание его ограничивается изучением двух или трех иностранных языков и начальным основанием всех наук, преподаваемых каким-нибудь нанятым учителем. Воспитание в частных пансионах не многим лучше; здесь и там оно кончается на 16-летнем возрасте воспитанника. Нечего колебаться; во что бы то ни стало должно подавить воспитание частное".

Отдавая предпочтение общественному сдачи господскими детьми экзамена на чин. Демократическими убеждениями поэта объясняется, далее, его поддержка ланкастерских школ, позволяющих обучать детей простого народа, а также выступление против телесных наказаний в учебных заведениях, в том числе в кадетских корпусах: "жестокое воспитание делает из них палачей...".

Достаточно обоснованные предложения содержатся в той части записки, где речь идет о гимназиях, лицеях и пансионах при университетах. Пушкин высказался за то, чтобы срок обучения в них был увеличен на три года. Учитывая, что в дворянских семьях дети приобретают знания и навыки по иностранным языкам, автор записки признает нецелесообразным изучение, например, французского языка в течение шести лет. Ставит под сомнение целесообразность изучения в школе мертвых (латинского и греческого) языков и добавляет: "Позволительна ли роскошь там, где чувствителен недостаток необходимого?".

"Россия слишком мало известна русским".

Мы затронули лишь некоторые аспекты творчества гения русской культуры. Взгляды А. С. Пушкина на просвещение заслуживают самого пристального внимания и глубокого исследования.

Раздел сайта: