Гольцев В. А.: Внутреннее обозрение - No 5, 1880

ВНУТРЕННЕЕ ОБОЗРЕНІЕ.

Александръ Сергеевичъ Пушкинъ и русскiй либерализмъ. - Статьи г. Колюпанова. - Такъ называемый женскiй вопросъ. - Необходимость борьбы съ невежествомъ, нищетою и болезнями. - Эпидемическое развитiе лживыхъ доносовъ. - Подвигъ ксендза Кобыловича. - Воспитательное значенiе самоуправленiя. - Отношенiе въ земству Пермскаго губернатора и бывшаго министра народнаго просвещенiя. - Надежды общества. - Необходимость ихъ осуществленiя. - Отказъ въ земскихъ ходатайствахъ. - Провинцiальная печать. - Несколько словъ о покойномъ И. З. Сурикове.

26 мая 1880 года Москва и вся Россiя собирается торжественно отпраздновать открытiе памятника величайшему русскому поэту. Имя Александра Сергеевича Пушкина дорого не однимъ только поклонникамъ высокой и гуманной поэзiи, оно дорого и каждому человеку, который желаетъ мирнаго и свободнаго развитiя родины. Глубокая и нежная, то тихо-печальная, то светло-радостная красота произведенiй Пушкина уже много десятковъ летъ, какъ сказочная живая вода, действуетъ на всякаго русскаго человека. Она незаметно освежала и техъ людей, которые съ юношескимъ задоромъ, въ детской резвости, колебали треножникъ поэта. Только грубое насилiе, только грязные помыслы и корыстное лицемерiе будутъ вечно избегать созданнаго Пушкинымъ храма, где ровнымъ и яснымъ светомъ сiяетъ красота и гуманность, где все поражаетъ простотою и соразмерностiю частей.

Истинная поэзiя никогда и нигде не могла примириться съ насилiемъ, съ порабощенiемъ человека человеку. Что можетъ быть сильнее того протеста безъ словъ, того глубокаго сочувствiя униженнымъ и оскорбленнымъ, которое звучитъ въ известномъ Анчаре!....

И умеръ бедный рабъ у ногъ
Непобедимаго владыки.

И ничего больше, ни одной фразы, ни следа риторическихъ украшенiй, и какое сжимающее сердце впечатленiе!

Свобода мысли такая же насущная потребность для истиннаго художника, какъ и для ученаго, какъ и для каждаго гражданина. Пушкинъ требуетъ ее для поэта:

Дорогою свободной

Иди, куда влечетъ тебя свободный умъ,
Усовершенствуя плоды любимыхъ думъ,
Не требуя наградъ за подвигъ благородный.

Великiй поэтъ верить въ конечное торжество истины.

Ты, солнце святое, гори!
Какъ эта лампада бледнеетъ
Предъ яснымъ восходомъ зари,

Предъ солнцемъ безсмертнымъ ума.
Да здравствуетъ солнце, да скроется тьма!

Но Пушкинъ былъ поэтомъ народнымъ, ему были близки страданiя и радости русскаго народа. Онъ говоритъ:

Пока надеждою горимъ,
Пока сердца для чести живы,
Мой другъ, отчизне посвятимъ
Души прекрасные порывы!

Любовь къ родине отличается у Пушкина необыкновенною глубиною. Достаточно вспомнить знаменитое стихотворенiе: опять на родине. И даже лечь въ могилу поэту хотелось къ милому пределу". Увижу ль я народъ освобожденный? съ тоской и надеждой восклицалъ Пушкинъ, разумея позорное крепостное право, и это ли не заслуга гражданина-писателя? Но у Пушкина были и другiя желанiя, не менее определенныя:

И надъ отчизною свободы просвещенной
Взойдешь ли, наконецъ, прекрасная заря?

говоритъ великiй поэтъ.

Въ письме къ Гречу, изъ Кишинева, отъ 21 сентября 1821 года, Пушкинъ пишетъ следующее: "Вчера виделъ я въ Сыне Отечества мое посланiе къ Чадаеву; ужъ эта мне цензура! Жаль мне, что слово вольнолюбивый éral; оно прямо русское и, верно, почтенный А. С. Шишковъ дастъ ему право гражданства въ своемъ словаре, вместе съ шаротыкомъ и съ топталищемъ" {Русская Старина, 1877, августъ. Этотъ стихъ и до сихъ поръ не печатался: Посмотримъ, перечтемъ, посудимъ, побранимъ, Вольнолюбивыя надежды оживимъ.}. Вотъ, следовательно, какой человекъ былъ однимъ изъ отцовъ русскаго либерализма, вотъ чьи сочиненiя необходимо, въ интересахъ охранителей, изъять изъ обращенiя. Надо только пожелать, чтобы нашъ современный либерализмъ былъ достоинъ своего происхожденiя, чтобы въ немъ глубокая преданность убежденiю уживалась съ широкою терпимостiю. Грубыя нападенiя публицистовъ, заседающихъ въ консервативныхъ укрепленiяхъ, на безоружнаго, либерала возбуждаютъ, конечно, законное раздраженiе; но огону раздраженiю не следуетъ давать простора, изъ уваженiя къ идеямъ, во имя которыхъ ведется борьба. Русскiй либерализмъ быстро ростетъ, ростетъ и въ столицахъ, и въ захолустье, это доказываетъ, между прочимъ, рядъ писемъ г. Колюпанова, помещенныхъ въ Русскомъ Курьере и возбудившихъ особенное вниманiе и нашей, и заграничной печати. Петербургскiй корреспондентъ National-Zeitung довольно, подробно излагалъ содержанiе одной изъ статей г. Колюпанова, въ которой констатировалось сильное развитiе либеральныхъ идей въ русской провинцiи. На либераловъ взводились, и въ настоящее время, конечно, взводятся самыя разнообразныя обвиненiя. Въ глазахъ однихъ - либералъ и анархистъ, либералъ и нигилистъ, представляютъ одно и тоже. Только либералъ хитрее, онъ лицемеръ, и потому его трудно посадить на скамью подсудимыхъ. Другiе публицисты или те же самые публицисты, но черезъ несколько дней, полагаютъ, что либералы въ Россiи являются врагами русской нацiональности, что они стремятся ослабить государство. Московскiя Ведомости, которымъ принадлежитъ подозрительная честь последняго измышленiя, не договариваются до конца. Они оставляютъ правительство и общество въ недоуменiи: чьи интриги руководятъ русскими либералами? А. интриги должны быть иностраннаго происхожденiя, это не подлежитъ сомненiю, потому. что откуда же явится у русскаго человека мысль стремиться нанести вредъ отечеству? Г. Колюпановъ, въ упомянутыхъ статьяхъ, съ энергiей и полнымъ успехомъ разбиваетъ софистическую аргументацiю лжеохранителей. "Какъ скоро я подчиняюсь существующимъ порядкамъ, говоритъ почтенный земскiй деятель, не нарушая ихъ самъ и не приглашая къ тому другихъ, то я стою вне возможности преследованiя, ибо оттенки моихъ убежденiй, мое внутреннее я - не можетъ быть подведено подъ определенныя рубрики уголовнаго кодекса." Если заменить выраженiе: я стою вне возможности преследованiя, выраженiемъ: я долженъ стоятъ вне возможности преследованiя, то съ мыслью г. Колюпанова нельзя не согласиться. Есть ли какое либо разумное основанiе объявлять изменникомъ, нигилистомъ, революцiонеромъ человека, который не такъ понимаетъ благо отечества, какъ издатель Московскихъ Ведомостей въ последнiй перiодъ своей деятельности? Известно, что самъ г. Катковъ въ разное время своей жизни, какъ и г. Цитовичъ, какъ и г. Дьяковъ-Незлобинъ, имелъ разные взгляды на задачи государственной власти, на взаимныя отношенiя правительства и общества. Конечно, tempora mutantur et nos rontamur in illis; но это именно и обязываетъ всякаго сколько нибудь добросовестнаго ренегата терпимо относиться къ чужому мненiю, не видеть въ себе одномъ источникъ всякой мудрости. Къ сожаленiю, ренегаты отличаются наибольшею нетерпимостiю. Болгаре, принявшiе магометанскую веру, чтобъ сохранить свое богатство, были наиболее отвратительны" притеснителями болгаръ, сохранившихъ свои религiозныя убежденiя.

Либералы, какъ всякому понятно, не имеютъ возможности вполне ясно и точно выразить созревшую у нихъ мысль. Чтобъ высказываться въ этомъ направленiи, надо иметь не мало гражданскаго мужества. И такое мужество нашлось у г. Колюпанова, какъ и у некоторыхъ другихъ общественныхъ деятелей и публицистовъ. Авторъ писемъ Изъ захолустья {Русскiй Курьеръ, No 106, письмо четвертое.} выражается такимъ образомъ: "Какъ ни расходятся наши либералы при обсужденiи ближайшихъ и непосредственныхъ меръ примененiя, но все же у нихъ есть заветныя цели, придающiя общiй и непосредственный характеръ ихъ программе. Цели эти непреложно намечены современною цивилизацiею для всехъ участвующихъ въ ней народовъ. Либеральныя учрежденiя, независимость и самостоятельность суда присяжныхъ и мировой юстицiи, свобода печати и живаго слова; полная веротерпимость; совершенная равноправность всехъ гражданъ, населяющихъ обширную государственную область, и признанiе ихъ особенностей, насколько это не противоречивъ идее государственнаго единства; устройство экономическаго быта и финансовъ въ смысле возможнаго благополучiя большинства, а не привиллегированнаго меньшинства; широкое распространенiе и общедоступность образованiя,-- отъ всего этого не можетъ нигде отречься человекъ, серьезно признающiй себя либераломъ."

Программа, кажется, достаточно ясная. Какой же ея пунктъ заключаетъ въ себе измену отечеству?

Существуетъ еще одно обвиненiе противъ русскихъ либераловъ, которое нельзя пройдти молчанiемъ. Либералы будто бы разрушаютъ нравственность и семью, подымая, такъ называемый, женскiй вопросъ. Одинъ профессоръ русскаго университета печаталъ брошюры, въ которыхъ обнаружилъ замечательно-циническую фантазiю и старался втоптать въ грязь на ряду со смешными и грубыми ученiями и такiе взгляды, за которые съ гордостью постоитъ каждый честный либералъ. Мы не желаемъ разрушать семью, но мы не желаемъ также, чтобы мать и жена отличались невежествомъ, хотя бы изящнымъ и тупою покорностiю, потому что, при такихъ условiяхъ, немыслимо достиженiе нравственныхъ целей семейнаго союза. Образованiе столько же необходимо женщине, сколько и мужчине. Быть можетъ впоследствiи окажется, что мальчиковъ и девочекъ следуетъ воспитывать въ некоторыхъ отношенiяхъ различно. Но это вопросъ опыта и наблюденiя, вопросъ педагогiи. Мы не видимъ также основанiй, по которымъ женщину следовало бы лишать какихъ либо правъ, которыми пользуется мужчина, хотя намъ м представляется нецелесообразнымъ участiе женщинъ въ некоторыхъ профессiяхъ. Но дело въ томъ, что женщины сами не пожелаютъ взять на себя многiя изъ общественныхъ обязанностей. Въ настоящее время оне, въ огромномъ большинстве случаевъ, стремятся быть или медиками, иди учительницами. Если особенно бросается въ глаза первое изъ этихъ стремленiй, то лишь потому, что одна медико-хирургическая академiя даетъ права, пропорцiональныя труду и знанiямъ. Упрекать за это женщинъ имело бы столько же смысла, " сколько упрекать за то же самое и студентовъ, которыми при избранiи факультета руководитъ не одна только чистая любовь къ науке, но и некоторыя практическiя соображенiя. Мы скажемъ более: у русскихъ женщинъ больше безкорыстнаго стремленiя къ образованiю, больше веры въ святость общественныхъ идеаловъ, чемъ у мужчинъ, и этой вере надо дать здоровую пищу. Те модные пансiоны, где девушку учатъ грацiозному невежеству и изящному безделью, представляютъ, по нашему мненiю, общественную язву, для скорейшаго излеченiя отъ которой необходимо принять самыя решительныя меры. Женщина, какъ мать и жена, должна быть такою же высоко-развитою личностiю, какою долженъ быть мужъ и отецъ, а для этого она должна получить одинаковое съ мужчиной образованiе. Немецкiе ученые, и весьма замечательные, напримеръ, Лоренцъ Фонъ-Штейнъ, находятъ, что жена можетъ и не знать различiя между старымъ и новымъ стилемъ, серьезнаго же образованiя подучать даже не должна; но такой взглядъ только и приличествуетъ немецкому ученому, съ его безпощаднымъ эгоизмомъ, съ его абсолютными категорiями.

Россiю мучаетъ невежество и нищета, намъ надо напрягать все силы для борьбы съ этимъ ужасающимъ зломъ, и женщина должна участвовать въ тяжелой борьбе. Вотъ новые факты въ нашу обычную печальную летопись. Изъ села Озерска, Калужской губернiи, въ Русскiй Курьеръ {Русскiй Курьеръ, No 91.} пишутъ, что въ феврале 1880 года въ именiи одного купца появилась чума на коровъ и быстро перешла въ Озерскъ. Страхъ охватилъ несчастныхъ крестьянъ. Долго толковали, какъ помочь горю, и, наконецъ, решили прибегнуть къ опаливанiю. Четвертаго марта староста обошелъ крестьянскiе дома и отдалъ бабамъ и девкамъ приказъ собраться ночью для опаливанiя. Въ двенадцатомъ часу ночи на одну изъ девушекъ надели хомутъ и впрягли ее въ соху. Две девушки взялись за оглобли, две правили сохой. Молодая девушка взяла икону, пожилая вдова - кузовъ съ пескомъ, а другая вдова дегтярную баклажку съ помазкомъ, и процессiя тронулась въ путь. Впереди шла девушка съ иконой, затемъ, вдова, развевая песокъ, который запахивали. Громадная толпа бабъ и девокъ, съ ухватами, съ косами, съ заслонами, обходила село съ запада на востокъ, производя неистовый гамъ и звонъ. Въ одномъ кабаке горелъ огонь. Это было дурнымъ предзнаменованiемъ, и толпа выбила въ кабаке стекла. Когда дошли до церкви, то прiостановились и запели:

У насъ вдовы засевали песокъ,
А девушки запахивали.
Коль песокъ не взойдетъ,
Къ намъ коровья смерть де придетъ;
Коли онъ, песокъ взойдетъ,
Къ намъ коровья смерть придетъ.
Господи, помилуй! Господи, помилуй!

Пенiе сопровождалось звономъ, приплясыванiемъ, непристойными шутками....

юродивой, обращается множество народа. Усердные почитатели являются съ обильными приношенiями. Юродивая имеетъ свой домъ и своихъ лошадей. Она разъезжаетъ по городу и остается продолжительное время въ томъ доме, куда ей заблагоразсудится внести благодать. Если хозяева не принимаютъ юродивую, то она разражается проклятiями, дуетъ на домъ, сулитъ ему всевозможныя беды, и т. п. {Русскiя Ведомости, No 103.}.

Изъ Вольскаго уезда, Саратовской губернiи, въ Голосе пишутъ, что въ уезде сильный неурожай. Крестьяне кроме того много потерпели отъ пожаровъ.... Принимая близко къ сердцу бедственное положенiе погорельцевъ уезда, несколько интеллигентныхъ лицъ Вольска (очевидно изменниковъ) на дняхъ даютъ два любительскихъ спектакля и балъ-базаръ въ пользу наиболее потерпевшихъ отъ пожаровъ" {Голосъ, No 70.}. Изъ Трубчевскаго уезда, Орловской губернiи, въ ту же газету сообщаютъ, что "положенiе местныхъ крестьянъ, поистине, ужасно: хлебъ подобрался, скота кормить нечемъ. Малоземельность наделовъ, истощенiе почвы, недостатокъ скота делаютъ это явленiе довольно обычнымъ въ последнее время. Крестьяне и хотели было арендовать иди прикупать землю, но не имеютъ средствъ. Поэтому, организацiя мелкаго земельнаго кредита, собственно для вспомоществованiя крестьянамъ въ покупке ими земель, была бы истиннымъ благодеянiемъ для местнаго населенiя и предупредила бы, быть можетъ, не мало бедствiй" {Ibid.}. Въ Смоленске по городу побирается милостынею много крестьянскихъ женъ и детей, у которыхъ нетъ никакого пропитанiя въ деревне, нетъ семянъ для посева, вследствiе чего крестьяне бросаютъ землю {Русскiй Курьеръ, No 107.}.

Современныя Известiя передаютъ, что въ Ставропольской губернiи, вследствiе суровой вины, скатъ погибаетъ отъ безкормицы. Крестьяне вынуждены продавать его за безценокъ, и этимъ ловко пользуются кулаки {Современныя Известiя, No 87.}. Изъ посада Дубовкя въ туже газету пишутъ, что пришлось покупать солому со старыхъ Крышъ и платить за нее, какъ за хорошее сено. Сено же дошло до 25 р. за возъ, а въ последнее время его совсемъ невозможно достать {Ibid.}. Въ Черноярскомъ уезде Астраханской губернiи "народъ и скотъ въ самомъ жалкомъ положенiи" {Волга, No 300.}. Въ селахъ раскрываютъ крыши и этою соломою кормятъ скотъ. Въ Марiупольскомъ уезде, Екатеринославской губернiи, бедность всеобщая. Крестьяне, въ видахъ совращенiя расходовъ на пуку, "примешиваютъ въ нее всякую мерзость и употребляютъ самую грубую пищу, какъ соленый перецъ, соленые огурцы, зеленую цибулю (лукъ) и пр." {Новости, No 74.} Донскому Голосу сообщаютъ изъ Мiусскаго округа: "кормъ у крестьянъ для скота совершенно поистощился, и они начинаютъ раскрывать крыши" {Донской Голосъ, No 25.}. Въ той же газете мы находимъ следующее Известiе. "Положенiе нашихъ коннозаводчиковъ по истине плачевно: у нихъ нетъ ни корма, ни возможности где нибудь его прiобрести. Вследствiе этого лошади гибнутъ страшными массами, такъ что степи, где находятся зимовники, буквально устланы костьми павшихъ животныхъ" {Донской Голосъ, No 24.}. Бедствiя, подобныя поименованнымъ, поражаютъ населенiе на всемъ пространстве имперiи. Изъ Баянъ-Аульской станицы, Семипалатинской области, въ Новости пишутъ, что нынешняя зима принесла страшный вредъ киргизамъ. Отъ голода и стужи погибло много тысячъ лошадей и другаго скота {Новости, No 70.}. Около Москвы, въ Коломенскомъ уезде, положенiе крестьянскаго населенiя безвыходное {Русскiя Ведомости, No 90.}. Последнiе запасы озимаго ушли на посевъ, подати же уплачивались изъ суммъ, вырученныхъ отъ продажи необходимаго въ хозяйстве скота. Множество селъ и деревень обеднели до такой степени, что не въ силахъ засевать яровое на своихъ поляхъ. Недоимка въ некоторыхъ селенiяхъ простирается до 100 рублей на каждый дворъ. Положенiе Поречскаго уезда, Смоленской губернiи, весьма критическое. "Большинству местныхъ- крестьянъ въ прошломъ году едва хватило хлеба на обсемененiе полей, на продовольствiе же пришлось покупать, вследствiе чего цены ржи поднялись до 11 рублей въ городе и до 12 р. въ деревняхъ". Хлебъ въ городе дешевле, чемъ въ деревне! Наконецъ, говоритъ корреспондентъ, и покупать стало нечего.... {Русскiя Ведомости, No 91.}.

Въ Нахичеванскомъ уезде падежъ скота принялъ ужасающiе размеры. Кормъ страшно дорогъ {Обзоръ No 451.}. Въ Шуше никогда еще не было такого несчастiя, какъ въ настоящее время. "Голодъ и холодъ охватили всю местность". Число нищихъ растетъ не по днямъ, а по часамъ {Ibid, No 456.}. По улицамъ ходятъ женщины и дети, босикомъ, въ лохмотьяхъ, голодныя. Они собираютъ милостыню,-- небывалая въ Шуше вещь, замечаетъ корреспондентъ. Въ одномъ изъ городскихъ закоулковъ, въ полуразрушенной, заваленной снегомъ хижине, семья - отецъ, мать и маленькiя дети, больные, обезсиленные отъ голода и холода, едва не погибли. Они не могли держаться на ногахъ, когда къ нимъ проникли добрые люди.

Чемъ более газетъ просматриваемъ мы, темъ более печальною становится картина экономическаго положенiя Россiи, темъ большее количество безотрадныхъ фактовъ встречаемъ, мы и въ другихъ областяхъ народной жизни. Намъ ставятъ въ упрекъ изобилiе сведенiй и малое количество разсужденiй и выводовъ во Внутреннемъ Обозренiи. Говоря откровенно, мы думаемъ, что сгруппированные факты подействуютъ сильнее всякихъ разсужденiй, что они неизбежно наведутъ читателя на некоторые выводы.

"Не скоро забудется нашими крестьянами последняя зима со всеми ея напастями. Особенно сильно страдалъ и страдаетъ народъ отъ большаго недостатка топлива, пишутъ въ Русскiй Курьеръ изъ Валуйскаго уезда Воронежской губернiи {Русскiй Курьеръ, No 80.}. Приходится разбирать сараи, чтобъ не заморозить детей. Уже къ началу зимы у половины крестьянъ не было своего хлеба. Въ весне онъ остался едва ли у четвертой части населенiя. Ужасный годъ! говоритъ передовая статья Оренбургскаго Листка {Оренбургскiй Листокъ, No 10.}, хлебъ не родился вовсе, скотъ распроданъ за безценокъ или попадалъ отъ безкормицы. "При атомъ настоящее тяжелое экономическое положенiе можетъ кончиться не раньше осени, и то, если лето будетъ благопрiятное".

Въ бедствiямъ голода и холода надо присоединить ихъ неизбежныхъ спутницъ, повальныя болезни. Въ Хоперскихъ станицахъ свирепствуетъ дифтеритъ, а близъ Перекопской станицы показался тифъ {Донской Голосъ, No 23.}. Съ береговъ Маныча въ Волгу сообщаютъ, что суровая зима гибельно отразишь на здоровья калмыковъ: среди нихъ появляется оспа. "Въ Россiи, пишетъ корреспондентъ {Волга, No 293.}, не имеютъ понятiя о томъ, что значитъ появленiе оспы среди калмыковъ. Одинъ слухъ о ней наводитъ паническiй страхъ на дикарей, а какъ скоро она появилась,-- калмыки разбегаются все, куда глаза гладятъ, оставляя своихъ больныхъ на произволъ судьбы; и те, обыкновенно, умираютъ медленною, мучительною смертью охъ холода и голода". О приводе оспы калмыки заботятся очень мало, и поэтому за* болевшiй этою болезнью и оставшiйся въ живыхъ калмыкъ есть исключительное явленiе. Изъ Ромнъ, куда былъ отправленъ отрядъ сестеръ милосердiя, сообщаютъ, что дифтеритъ тамъ ослабеваетъ {Новости, No 70.}. Но онъ свирепствуетъ въ Томске, где гибнутъ не только дети, но и взрослые {Ibid., No 87.}. Въ Петербурге усиливается сифилисъ, и Новости философически замечаютъ поэтому по воду, что увеличенiе сифилиса после войнъ составляетъ давно известный фактъ. Изъ вяземскаго уезда въ Неделю пишутъ, что эта страшная болезнь давно укоренилась въ уезде. Некоторыя деревни, Монино и Капустино, переполнены больными сифилисомъ. Больны даже маленькiя дети {Неделя, No 11.}. Въ Глазовскомъ уезде, Вятской губернiя, сильно распространена нехорошая болезнь сивера, по местному выраженiю. Редко встречается деревня, въ которой бы не было хоть одного зараженнаго сифилисомъ дома {Русскiй Курьеръ, No 76.}. "Населенiе Боровичскаго уезда (Новгородской губернiи) вымираетъ - вотъ ужасная истина, обнаруженная ревизiонною коммиссiею, представившею очередному уездному земскому собранiю свой отчетъ за 1879 годъ" {Голосъ, No 69.}. Въ пятидесяти одномъ приходе уезда въ теченiе года родилось 3,442 ч., умерло 3,910 ч. Въ Алатырскомъ уезде сильно распространенъ сыпной тифъ {Симбирская земская газета, NoNo 179, 181.}. Въ Русскiя Ведомости пишутъ изъ Иванова-Вознесенска, что въ городе и ближайшихъ селахъ были неоднократные случаи заболеванiя оспою. "Болезнь требуетъ скораго и энергическаго отпора, ибо местныя, по преимуществу фабричныя, села, какъ, напр., Тейхово, представляютъ въ высшей степени благопрiятную почву для развитiя эпидемiи" {Русскiя Ведомости, No 94.}. Въ Покровскомъ уезде, той же Владимiрской губернiи, оспа свирепствуетъ въ многолюдной деревне Линне и въ окрестныхъ селенiяхъ. За недостаткомъ земскихъ врачей и фельдшеровъ, больныя дети не видятъ никакой медицинской помощи {Ibid. No 96.}. Кiевскiй корреспондентъ "Молвы" говоритъ, что еще съ начала зимы, постоянно усиливаясь, городъ поражаютъ различныя инфекцiонныя болезни: хорь, скарлатина, дифтеритъ, тифъ, родильная горячка, глазная болезнь.... {Молва, No 91.}. Въ деревне Перники, Покровскаго уезда, дети десятками умираютъ отъ черной оспы. "Разгуливаетъ по деревне черная гостья, пятнаетъ, уродуетъ и отправляетъ на тотъ светъ детей, какъ я сказалъ, целыми десятками, а помощи ни откуда!" {Голосъ, No 98.} Въ Голосъ пишутъ изъ Винницы: "Въ настоящее время свирепствуютъ въ нашемъ у езде разныя острыя болезни: тифъ, скарлатина, натуральная оспа, воспаленiе легкихъ и пр. Сверхъ того, въ некоторыхъ селахъ у взрослыхъ людей появилась какая-то новая болезнь, унесшая уже несколько человекъ въ Могилу. Симптомы этой болезни почти во всехъ селенiяхъ одни и те же: больные лишаются аппетита, ротъ я языкъ сохнуть, и все тело покрывается синебагровыми пятнами" {Голосъ, No 110.}.

Бедствiя, подобныя перечисленнымъ выше, объясняются въ громадномъ большинстве случаевъ горькою нуждою населенiя, Непосильнымъ трудомъ при неблагопрiятной обстановке. {Врачебныя Ведомости, 36 415. (12 апреля 1880).} сообщаютъ, что въ январе текущаго года, въ Костромской губернiи, сыпной тифъ замечался преимущество въ местностяхъ съ фабричнымъ населенiемъ, а возвратный - среди беднаго рабочаго люда: сапожниковъ, токарей чернорабочихъ". Въ феврале и марте эпидемiя сыпнаго и возвратнаго тифа продолжается въ такой же степени, какъ и въ январе". Въ губернiи не прошла еще и эпидемическая оспа, развивается скарлатина. Въ Костроме, въ феврале месяце, изъ 101 заболевшаго умерло 34. Одинъ крестьянинъ умеръ отъ тифа на улице. Въ томъ же No Врачебныхъ Ведомостей помещено извлеченiе изъ отчета доктора Невскаго о санитарномъ состоянiи Нерехтинскаго уезда. На фабрикахъ не существуетъ правильной вентиляцiи, работаютъ до 16 часовъ въ сутки, работаютъ десятилетнiя дети.

Научно-популярный журналъ "Здоровье", органъ русскаго Общества охраненiя народнаго здравiя, приводитъ прекрасныя слова знаменитаго Вюрца: "правительство и община (у насъ земство и города) обязаны быть блюстителями общественнаго здоровья, въ которомъ они ответственны на столько же, на сколько практическiй врачъ ответствененъ передъ своими больными" {Здоровье, No 133 (о современномъ положенiи гигiены на Западе).}. Но намъ приходится ежеминутно наталкиваться на самое грубое невежество, на самую убогую нищету населенiя. Изъ Стараго Оскола въ Современныя Известiя пишутъ: въ уезде на 180 тысячъ жителей приходится шестнадцать школъ и триста кабаковъ. А въ Перми явился особый ревнитель просвещенiя. Инспекторъ духовной семинарiи запретилъ семинаристамъ брать книги изъ частной библiотеки. Запрещенiе мало подействовало. Тогда ученый мужъ сталъ ездить но квартирамъ учениковъ и отбирать у нихъ все светскiя книги. Отдано приказанiе, чтобы семинаристы, уходя изъ дому, записывали въ нарочно для того заведенную книгу, куда и на какое время они отлучаются {Голосъ, No 108.}.

А Московскiя Ведомости все ужасаются распространенiя на Руси интеллигенцiи! Надо заметить, впрочемъ, что ожесточенная борьба, поднятая этою газетою претивъ ненавистной ей интеллигенцiи, сопровождалась печальными для последней результатами, конечно, въ пределахъ редакцiи @Московскихъ В123;домостей". Стража на Страстномъ бульваре договорилась до того, что стала петь дифирамбы "слову и делу", дело г. Булобаша, прискорбной известности. Московскiя Ведомости восхищены гражданскою доблестiю этого общественнаго деятеля, ложно донесшаго на несколько лицъ, въ томъ числе на одну молодую девушку. Судъ приговорилъ добровольца къ аресту за клевету, и немедленно г. Катковъ ударилъ въ набатъ. Отечество въ опасности! Доносъ и шпiонство не считаются сами по себе гражданскими обязанностями, они не покрываютъ клевету, судъ зараженъ либерализмомъ! Современныя Известiя пытались воротить издателя "Московскихъ Ведомостей" къ интеллигенцiи Современныя Известiя справедливо и метко указываютъ на глубокоразвращающее влiянiе политическихъ доносовъ и требуютъ лживому доносчику, какъ это постановляло Уложенiе царя Алексея Михайловича, такого же наказанiя, какому подвергнулся бы действительно совершившiй обозначенное въ доносе преступленiе. Въ другой статье говорятъ следующее: Только на дняхъ указывали мы на опасность развитiя политическихъ изветовъ; къ сожаленiю, опасенiя наши слишкомъ скоро начинаютъ подтверждаться. Не успели еще замолкнуть одинокiе голоса, оправдывающiе деянiе г. Булюбаша, какъ явились и последователи его. Въ Славяносербске, Екатеринославской губернiи, по сообщенiю Русскихъ Ведомостей, въ последнее время наделала много шума исторiя съ какимъ-то г. П.... на котораго, по почину одного изъ видныхъ земскихъ деятелей, былъ сделанъ доносъ въ политической его неблагонадежности; прiехавшiй въ городъ для дознанiя полицейскiй офицеръ убедился, по словамъ корреспондента, что тутъ "недоразуменiе", и клеветникамъ пришлось свалить вину своей "гнусной затеи" на лицо, котораго уже нетъ въ городе, какъ не было и тогда, когда состоялся доносъ. Современныя Известiя золотою медалью съ надписью: "за усердiе". Обвинялся онъ въ ложномъ доносе, заключающемся, какъ гласитъ обвинительной актъ, въ томъ, что Б. явился въ жандармское управленiе въ 12 часовъ ночи и заявилъ жандармскому полковнику, что въ одной изъ гостинницъ какая-то компанiя пьетъ за процветанiе "Земiи и воли" и отзывается дерзко и оскорбительно о священной Особе Государя Императора. Но произведеннымъ дознанiемъ обнаружено было, что "доносъ этотъ - чистейшая ложь", и что онъ сделанъ изъ "личныхъ видовъ", дабы отомстить темъ, которые позволяли себе надъ нимъ, Б., "насмехаться". На суде свидетели тоже отрицали обвиненiе, возведенное Б. на "компанiю", и даже самъ г. Б. смягчилъ свое обвиненiе, показавъ, что дерзкихъ и оскорбительныхъ отзывовъ произносимо не было. "Я, закончилъ свое оправданiе обвиняемый Б., патрiотъ, люблю своего Государя и мое отечество; 'карайте меня, гг. заседатели, если найдете, что следуетъ карать человека за его патрiотическiя чувства". Хотя товарищъ прокурора и поддерживалъ обвиненiе, но присяжные вынесли оправдательный приговоръ. Современныя Известiя говорятъ по этому поводу: "Итакъ, политическiе изветы грозятъ, къ ужасу людей честныхъ, принять большiе размеры, а оправданiе купца Б. можетъ утешить техъ, кто сетовалъ на обвиненiе г. Булюбаша".

Одно мы заметимъ Булюбашамъ печати и Булюбашамъ исключительно практикамъ: если они, действительно, считаютъ своимъ священнымъ долгомъ доносить куда следуетъкакъ следуетъ?

Развитiе политическихъ доносовъ есть грозный признакъ общественной болезни, а печатная защита ихъ является яркимъ доказательствомъ глубокаго нравственнаго извращенiя. Никогда и нигде нельзя было мерами, стеснявшими свободу мысли, достигнуть изгнанiя съ государственной территорiи вредныхъ идей. Новымъ доказательствомъ этой старой истины служитъ современная Германовая имперiя, которая ни осаднымъ положенiемъ, ни полицейскими стесненiями печати не можетъ остановить развитiя соцiалъ-демократической партiя. Для предупрежденiя же преступленiй существуетъ въ государстве полицiя, а для кары за нихъ - независимый судъ.

Прiятно отвести глаза отъ прискорбныхъ фактовъ, отъ нравственно-нездоровыхъ людей, и остановиться на трогательной исторiи человека, действительно свято исполнившаго свой долгъ. Варшавскiя газеты передаютъ следующiй случай (мы заимствуемъ этотъ разсказъ изъ No 111 "Голоса".)

епископъ Боровскiй, и не только онъ, но все присутствовавшiе горько плавали: ксёндзъ былъ известенъ, какъ благочестивый, добрый и въ высшей степени внимательный и сострадательный ко всемъ человекъ. Ксёндзъ Кобыловичъ былъ настоятелемъ прихода въ местечке Оратове, Липовецкаго уезда, Кiевской Губернiи, впередъ темъ онъ былъ приходскимъ ксёндзомъ въ местечке Белая Церковь и тогда уже пользовался громкою известностью и всеобщимъ уваженiемъ; въ епархiи онъ считался самымъ добросовестнымъ труженикомъ и примернымъ ксёндзомъ. Какъ настоятель и приходскiй ксёндзъ, онъ былъ необыкновенно энергиченъ и очень деятеленъ въ отношенiи улучшенiя и украшенiя въ своемъ приходе костёла.

Неожиданно для всехъ, въ крайнему удивленiю, благочестивый ксёндзъ _3абцлрвычъ былъ обвиненъ въ убiенiи эконома местечка Оратова. Все обстоятельства этого преступленiя были противъ ксёндза, и даже вскоре после убiйства, въ костёле, за алтаремъ, нашли двухствольное ружье, принадлежавшее ксёндзу, который передъ темъ былъ въ костёле одинъ, а по осмотре ружья, оказалось, что изъ него только что былъ сделанъ выстрелъ. Судъ приговорилъ его въ каторжныя работы, на всю жизнь. Ксёндзъ былъ высланъ въ Сибирь. Спустя около двадцати летъ, совершенно случайно обнаружилась полная невиновность ксёндза. Въ местечке Оратове умеръ органистъ того самаго костёла, въ которомъ настоятелемъ былъ ксёндзъ Кобыловичъ. Умирая, органистъ, передъ духовникомъ и въ присутствiи местныхъ властей, а также многочисленныхъ свидетелей изъ частныхъ лицъ, сознался, что, почти 20 летъ назадъ, желая жениться за жене эконома местечка Оратова, которая ему очень нравилась, убилъ самого эконома онъ, а не ксёндзъ Кобыловичъ, который въ этомъ преступленiи неповиненъ, и что онъ, органистъ, желая отвлечь отъ себя подозренiе въ этомъ убiйстве, устроилъ такъ, что подозренiе пало на ксёндза, для чего онъ и занесъ въ костёлъ ксёндзовское ружье, изъ котораго совершилъ выстрелъ. Въ заключенiе своего предсмертнаго показанiи, органистъ заявилъ, что когда ксёндзъ, обвиненный въ убiенiя эконома, сиделъ уже въ тюрьме, онъ, органистъ, мучимый угрызенiемъ совести, исповедался у ксёндза въ тюремномъ замке и сознался ксёндзу въ убiенiи эконома. Органистъ сознался ксёндзу, убежденный, что онъ, обязанный свято хранить въ тайне заявляемые ему на исповеди грехи, не выдастъ его въ руки правосудiя, и не ошибся: ксёндзъ пошелъ въ Сибирь, но тайну исповеди сохранилъ. Какъ только стало известно, что ксёндзъ Кобыловичъ невинно пострадалъ за другаго и совершенно несправедливо былъ сосланъ къ каторжныя работы, где и находился около двадцати летъ, было сделано распоряженiе объ освобожденiи его на волю; но это распоряженiе уже опоздало: за несколько дней передъ полученiемъ на месте распоряженiи объ освобожденiи ксёндза, Кобыловичъ умеръ, унеся съ собою въ могилу доверенную ему на исповеди тайну.

Ксёндзъ Кобыловичъ святая, конечно, личность. Подвигъ, имъ совершенный, не по плечу среднему человеку; но и среднiй человекъ, при благопрiятныхъ общественныхъ условiяхъ, окажется способнымъ на полезную службу для общества и государства, на стойкую защиту своего убежденiя. Люди, которые отрицаютъ значенiе политическихъ формъ, не принимаютъ въ соображенiе именно того обстоятельства, что нельзя стронь общественнаго порядка, главнымъ образомъ, на герояхъ. Когда люди будутъ высоко подняты воспитанiемъ, когда они не будутъ находиться подъ гнетомъ нужды, тогда м политическiя формы, политическiя гарантiи свободы и неприкосновенности личности потеряютъ свое значенiе, великое въ настоящее время. Самоуправленiе служитъ теперь незаменимою ничемъ школою для выработки характера, для осмысленной борьбы съ различными невзгодами, посещающими вашу страну. Только благодаря земскимъ и городскимъ учрежденiямъ и, конечно, печати, мы имеемъ достаточно определенныя данныя, чтобъ судить о нашей областной жизни. Только въ земскихъ собранiяхъ ярко выступили наружу какъ достоинства, такъ и недостатки русскаго общественнаго деятеля. И чемъ шире кругъ деятельности самоуправленiя, чемъ независимее эта деятельность, темъ она плодотворнее. Мысль, постоянно встречаясь съ противоречiемъ, крепнетъ и развивается, корыстные разсчеты слабеютъ, чувствуя на себе непрерывное давленiе общественнаго мненiя. Вырабатывается привычка жить я трудиться не для себя одного, во и для общества, и эта привычка выростаетъ нередко въ сознательную потребность.

Правительство начинаетъ признавать за нашимъ самоуправленiемъ то великое значенiе, о которомъ мы говоримъ. Пермскiй губернаторъ, открывая въ нынешнемъ году губернское земское собранiе, такъ охарактеризовалъ, но словамъ Екатеринбургской Недели"Взгляды шипи на различные вопросы не всегда сходились, многiе споры доходили до разрешенiя Сената; но за истекшiй годъ, я не знаю ни одного примера со стороны губернскаго земства, думаю, м земство не укажетъ со стороны администрацiи ни одного случая, когда разномыслiя наши имели бы хотя тень характера личныхъ пререканiй, а не вызывались уверенностiю каждой стороны въ правоте ея мненiй, обусловливаясь, быть можетъ, иногда разностiю точекъ зренiя, съ которыхъ мы смотрели на вопросъ."

Взглядъ пермскаго губернатора не редкое исключенiе хотя, къ сожаленiю, м далеко не общее правило. Столкновенiя и пререканiя администрацiя съ самоуправленiемъ не мало вредятъ и еще будутъ вредить развитiю благосостоянiя я просвещенiя среди русскаго народа. Какъ уже давно всеми замечено, наше земство особенно много терпело отъ канцелярскихъ притязанiй министерства народнаго просвещенiя, указывать на которыя была почти лишена возможности русская повременная печать. Выходъ въ отставку графа Толстаго, повидимому, свидетельствуетъ, что въ высшихъ правительственныхъ сферахъ произошла въ этомъ отношенiи, а можетъ быть и въ некоторыхъ другихъ, более или менее значительная перемена направленiя. Надежды общества, опять сильно возбуждены. Все ждутъ, что тяжелый и почти механическiй трудъ учащихся детей будетъ облегченъ, что въ мертвую схоластику преподаванiя введенъ будетъ живой духъ истиннаго просвещенiя; Не разъ надежды, радостно охватывавшiя общество, оказывались обманчивыми, и это всегда сопровождалась унынiемъ, апатiей къ вопросамъ государственной важности, нравственнымъ разслабленiемъ общества. Трудно не заметить гибельныхъ последствiй такого рода явленiй. Если въ обществе развивается равнодушiе, если оно вяло, безучастно относится къ крупнымъ даже событiямъ собственной жизни и жизни другихъ государствъ, то какъ же найдти въ немъ твердую опору для правительственной деятельности? А если власть во находить опоры въ обществе, то на что же она можетъ опираться? Съ другой стороны, люди, занимающiе высшiя административныя должности, невольно и незаметно почувствуютъ на себе влiянiе унынiя и упадка нравственныхъ силъ, которыми страдаетъ общество. Не смотря на энергiю и дарованiя лицъ, входящихъ въ составъ, правительства, оно всегда, въ большей или меньшей степени, испытываетъ на себе давленiе общественной атмосферы, хотя, конечно, въ высшихъ слояхъ атмосферы давленiе это менее значительно. Откуда взять достаточно бодрости духа, когда все вокругъ принижено и забито?

А правительству и обществу безусловно необходима эта бодрость духа. Дела такъ много, затрудненiя для развитiя благосостоянiя въ народе такъ велики, что унынiе или равнодушiе повлекутъ за собою ужасающiя последствiя. Дамъ надо бороться съ неурожаемъ, съ эпидемическими болезнями, съ невежествомъ, съ пожаромъ, съ саранчей. Изъ Закавказья получено страшное известiе, что краю грозитъ саранча. Изъ Павлограда сообщаютъ, что на поляхъ найдены массы живыхъ личинокъ хлебнаго жучка; потревоженныя бороною, оне ушли въ землю. Сельское населенiе въ ужасе и боится продолжать посевъ яроваго, такъ какъ ему грозятъ истребленiе. Голосъ {Голосъ, No 114.} справедливо говоритъ по этому поводу: "но, ведь, жучекъ, истребивъ озимь, посеянную въ прошломъ году, направится "скатъ ищи въ местности незаряженныя. Половина Европейской Россiи, и именно житница ед, такимъ путемъ, можетъ не увидать и зерна хлеба. Чемъ же будетъ питаться населенiе въ предстоящемъ году? Где тотъ годичный запасъ продовольствiя, который помогъ бы намъ побороть жучка, заставивъ его голодать"?

изъ тормазовъ народно-хозяйственной жизни. Подушная подать и соляной акцизъ въ энергическихъ выраженiяхъ осуждались самимъ министромъ финансовъ, который сказалъ, что день отмены этихъ налоговъ будетъ счастливейшимъ днемъ его жизни. Къ горю Россiи, этотъ счастливейшiй день такъ и не наступаетъ. Въ начале февраля нынешняго года Владимiрское губернское земское собранiе постановило ходатайствовать передъ правительствомъ объ отмене акциза на соль. Постановленiе это состоялось единогласно. Собранiе подробно мотивировало свое ходатайство. Во многихъ уездахъ Владимiрской губернiя, въ теченiе двухъ летъ, свирепствовалъ падежъ рогатаго скота. Пало до десяти тысячъ головъ. Падежъ скота становится обычнымъ въ Россiя явленiемъ и объясняется, главнымъ образомъ, неудовлетворительностiю корма и въ особенности недостаточнымъ количествомъ съедаемой животными соли. Наши крестьяне не имеютъ никакой возможности покупать соль для скота, такъ какъ и сами употребляютъ далеко не столько, сколько требуется организмомъ. Надо принять въ соображенiе, что соляной акцизъ, отымая у государства десятки миллiоновъ рублей, убивая производительность страны, составляетъ менее пятидесятой доли доходовъ казны.

Съ ходатайствомъ объ отмене налога на соль обратилось къ правительству и тульское губернское земство; но, по новейшимъ газетнымъ известiямъ, и Владимiрское, и тульское земство получили отказъ.

Признано неподлежащимъ удовлетворенiю и ходатайство одного изъ земствъ о несовмещенiи должности председателя земской управы съ должностiю председателя земскаго собранiя или съ другими должностями, требующими постоянныхъ занятiй. Министерство внутреннихъ делъ представило по поводу этого ходатайства въ комитетъ министровъ следующiя соображенiя, которыя и были найдены уважительными: По 47 статье "положенiя о земскихъ учрежденiяхъ" къ избранiю въ председатели и члены управъ допускаются даже лица, состоящiя на государственной службе, съ разрешенiя ихъ начальства. Выборъ того или другаго лица на ту или иную изъ упомянутыхъ должностей вполне зависитъ отъ самого земскаго собранiя. Въ 34 губернiяхъ, где введены земскiя учрежденiя, по сведенiямъ министерства внутреннихъ дедъ, 82 лица занимаютъ одновременно должности предводителя дворянства и председателя земскихъ управъ. Это указываетъ на недостатокъ людей, могущихъ замещать выборныя должности, и т. д.

по нашему мненiю, гораздо целесообразнее ходатайствовать предъ высшимъ правительствомъ о томъ, чтобы председателями земскихъ собранiй не были обязательно предводители дворянства, а чтобы собранiе само избирало изъ своей среды председателя на всю сессiю.

На разсмотренiе министерства внутреннихъ делъ, по сообщенiямъ газетъ, поступило еще одно ходатайство земства, на этотъ разъ довольно оригинальное. Пермское губернское земство проситъ издать законъ, разрешающiй подвергать ответственности техъ гласныхъ, которые не являются на земскiя собранiя безъ уважительныхъ причинъ. Русскiй Курьеръ говоритъ по этому поводу следующее:

Вникая въ смыслъ подобнаго ходатайства, мы можемъ приписать его происхожденiе только путанице понятiй о своихъ правахъ и обязанностяхъ. Въ самомъ деле, не странно ли, что земскiе люди сами на себя стали смотреть какъ на школьниковъ, нуждающихся въ наказанiяхъ за проступи? Ведь, чтобы придти къ такому выводу и приравнять себя къ гимназисту, наказанному за неявку въ классъ, надо утратить и здравый смыслъ, и всякое уваженiе къ тому общественному положенiю, которое занимаютъ представители свободныхъ учрежденiй. Для того, чтобы договориться до такого абсурда, надо перепутать въ своей голове все понятiя о гражданской деятельности выборныхъ людей. Любопытно было бы знать, какiя наказанiя гласнымъ проектируетъ пермское земство. Тутъ возможны - денежный штрафъ, привлеченiе къ суду за неисполненiе своихъ служебныхъ обязанностей и, наконецъ, совершенное исключенiе изъ состава гласныхъ. Но если ввести въ земское дело такой опасный прецедентъ, то оно должно неминуемо утратить значенiе и свободныя представительныя учрежденiя получатъ характеръ административныхъ канцелярiй. Это - во первыхъ. Во вторыхъ, при существованiи целой карательной системы, большинство не пожелаетъ вступать въ число гласныхъ.

собранiя, было бы и весьма несправедливою мерою, нарушающею права избирателей. Допустимъ, наконецъ, что, благодаря разнообразнымъ угрозамъ, гласные начнутъ прилежно посещать губернскiя и уездныя земскiя собранiя. Выиграетъ ли отъ этого дело самоуправленiя? Станутъ ли члены собранiй, являющiеся по-неводе, добросовестно исполнять свои обязанности? Преобразованiя, действительно, необходимы, но только въ порядке избранiя гласныхъ, въ измененiи условiй для того, чтобъ иметь право баллотироваться, въ расширенiи, наконецъ, компетенцiи земскихъ собранiй. Авторъ статьи Русскаго Курьера кончаетъ следующими словами:

Во всякомъ случае, если бы ходатайство пермскаго земства было удовлетворено и законъ объ ответственности гласныхъ былъ когда-нибудь изданъ, то пермское земство вправе могло бы сказать тогда, что оно "само себя высекло".

Провинцiальная печать, которая приноситъ не малую пользу и въ настоящее время, съ измененiемъ къ лучшему условiй ея существованiя, окажетъ также важное и благодетельное влiянiе на развитiе нашего самоуправленiя. Уже и теперь некоторыя губернскiя изданiя прiобрели местное значенiе и подучили известность въ имперiи. Таковъ, напримеръ, "", редактируемый съ необыкновенною добросовестностiю и представляющiй читателю разнообразный и богатый матерiалъ. {Заимствуемъ кстати изъ No 16 Тверскаго Вестника следующее известiе. Въ конце марта нынешняго года въ Иванъ-Погостскомъ училище, Телятинской волости, Весьегонскаго уезда, появилась заушница. Школу временно закрыли. Молодая наставница училища, госпожа Раевская, не смотря на распутицу принялась ухаживать за больными детьми. Пешкомъ начала ходить она по окрестнымъ деревнямъ, чтобы помогать по взятому у врача наставленiю. Г-жа Раевская, наконецъ, сама заболела заушницей, но теперь, къ счастiю, уже выздоравливаетъ. Вполне заслуженно, говоритъ корреспондентъ, она получила у крестьянъ названiе благодетельницы.} Таковъ Смоленскiй Вестникъ печати. Печать эта отстаиваетъ интересы самоуправленiя, будитъ полусонное провинцiальное общество, связывая общегосударственные вопросы съ нуждами губернiи и уезда. Для будущаго историка русской жизни провинцiальныя изданiя представляютъ драгоценныя данныя, а для современнаго обозревателя они незаменимы. На нынешнiй разъ мы воспользуемся только некоторыми фактами изъ Оренбургскаго Листка. (No 16).

Небрежность правленiй нашихъ железныхъ дорогъ, пренебреженiе ими самыхъ законныхъ желанiй пассажировъ и товароотправителей общеизвестны. Правительство назначило особую коммиссiю для наследованiя железнодорожнаго дела въ Россiи. Коммиссiя эта работала долго и много, но будутъ ли какiе либо серьезныя результаты отъ этой работы, подлежитъ еще некоторому сомненiю.

А каковы современные железнодорожные порядки, можно судить, между прочимъ, по следующимъ сообщенiямъ Въ Оренбурге былъ страшный пожаръ. Въ краю неурожай. Безконечные бураны зимой затрудняли подвозъ продовольствiя. Бураны въ некоторыхъ местахъ занесли и железнодорожную линiю, вследствiе чего наступилъ голодъ въ буквальномъ смысле слова, особенно для северо-восточныхъ частей губернiи. 24 февраля движенiе по железной дороге прекратилось. Цены въ Оренбурге стали необыкновенно подниматься. Обещанiя правленiя железной дороги очистить путь не приводились въ исполненiе. "Въ виду этого местные купцы и городскiе представители, сознавая положительное разстройство торговли и предвидя неминуемый голодъ, послали высшему начальству несколько жалобъ на администрацiю железной дороги". Съ проведенiемъ железной дороги прекратился извозный промыселъ, и никто не ожидалъ, что правленiе дороги будетъ относиться къ прекращенiю движенiя съ философскимъ равнодушiемъ. Городская дума, въ составе 41 члена, единогласно довела телеграммой до сведенiя высшаго начальства бедственное положенiе города. Управляющiй дорогою обещалъ открыть движенiе 11 апреля, и опять не открылъ. Редакцiя Оренбургскаго Листка справлялась у местнаго губернатора о последствiяхъ думской телеграммы въ г. министру внутреннихъ делъ. Министръ отвечала, что будетъ хлопотать немедленно, и поезда, наконецъ, двинулись.

Хорошо, что уцелелъ телеграфъ. Въ противномъ случае жители Оренбурга, такъ много пострадавшiе въ нынешнемъ году, проголодали бы еще довольно продолжительное время.

24 апреля, тридцати девяти летъ отъ роду, скончался въ Москве поэтъ изъ крестьянъ, Иванъ Захаровичъ Суриновъ.

Иванъ Захаровичъ Суриковъ родился въ 1841 году, въ деревне Новоселово, Угличскаго уезда, Ярославской губернiи {Мы беремъ эти бiографическiя сведенiя изъ предисловiя г. Соловьева-Несмелова къ изданнымъ имъ стихотворенiямъ Сурикова.}. Отецъ поэта вынужденъ былъ жить въ работникахъ на чужой стороне. Семи летъ Суриковъ былъ взятъ отцомъ въ Москву, торговать въ маленькую овощную лавочку. Подъ руководствомъ полуграмотной начетчицы, Иванъ Захаровичъ вызубрилъ старый букварь. Но у мальчика родилась страсть къ чтенiю. Одинъ мелкiй чиновникъ, часто заходившiй въ лавочку, обратилъ вниманiе на задумчиваго ребенка и выучилъ его читать и писать, какъ следуетъ. Тайкомъ, урывками, безъ всякаго выбора, Иванъ Захаровичъ сталъ проглатывать книжку за книжкой. Товарищи преследовали мальчика насмешками, называя книгоедомъ; родные бранили и били несчастнаго поэта, жгли въ печке его книги. Наконецъ, въ руки Ивана Захаровича случайно попались произведенiя Пушкина, Лермонтова, Кольцова. Последнiй возбудилъ въ ребенке желанiе и самому попробовать писать стихи, складывать думы. Поводъ къ первому стихотворенiю Сурикова подалъ несчастный пожарный случай, произшедшiй рядомъ съ домомъ, въ которомъ жилъ поэтъ. Мальчикъ показалъ свой опытъ прiятелю-чиновнику, и тотъ одобрилъ его, посоветовавъ продолжать. Только въ 1862 году, говоритъ г. Соловьевъ-Несмеловъ, Сурикову удалось познакомиться съ однимъ изъ нашихъ известныхъ писателей, г. П--вымъ, который много способствовалъ художественному образованiю Ивана Захаровича. Тогда поэтъ выбралъ лучшiя изъ своихъ стихотворенiй и отправилъ ихъ въ редакцiю "Воскреснаго Досуга" и другихъ изданiй. Стихотворенiя были напечатаны, и, такимъ образомъ, съ 1863 года началась литературная деятельность Сурикова, произведенiя котораго стали появляться то въ одномъ, то въ другомъ изъ второстепенныхъ журналовъ.

Вестникъ Европы, Дело, Детское Чтенiе.

Въ 1871 году была издана книжка стихотворенiй Сурикова, въ количестве 1200 экземпляровъ. Книжка разошлась въ два года. Г. Соловьевъ Несмеловъ напечаталъ новое изданiе, въ 1875 году, а въ 1877 году г. Солдатенковъ выпустилъ въ светъ третье изданiе.

Въ последнiе годы жизни Иванъ Захаровичъ целые дни проводилъ въ маленькой железной лавке, въ одномъ изъ дальнихъ закоулковъ Москвы. Умеръ онъ отъ той роковой болезни, которая унесла многихъ честныхъ деятелей на Руси, отъ чахотки.

его страданiямъ, знакомымъ на собственномъ опыте. Поэтъ говоритъ: Для изнеженнаго слуха наше пенье не годится;

Наши песни режутъ ухо,--
Горечь сердца въ нихъ таится!

И действительно, если прочесть подрядъ несколько десятковъ стихотворенiй Сурикова, на душу ляжетъ тяжелое впечатленiе,-- столько въ этихъ стихотворенiяхъ искренности и горя, крестьянскаго, сераго горя....

В. Г.

"Русская Мысль", No 5, 1880