МОДЕЛЬ ИСТОРИЧЕСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В
«КАПИТАНСКОЙ ДОЧКЕ»(*)
1. Задача полноты воспроизведения действительности прошлых эпох в историческом романе. Эмпирический предмет и предмет художественный. Решающее влияние художественного предмета на представления о «внешней» исторической реальности и концепций великих национальных поэтов на представления общества об истории в целом.
2. Проблема целостного представления об эпохе в «Истории пугачевского бунта» и «Капитанской дочке».
3. Предметный инвентарь «Капитанской дочки» сравнительно с изображением обстановки в романах современников и романистов ближайшего времени (М. Загоскин, А. Марлинский, Н. Полевой, Р. Зотов, К. Масальский, И. Лажечников). Отношение к вещной детализации в последующей ближайшей отечественной художественно-исторической традиции (А. К. Толстой, Г. П. Данилевский, Д. С. Дмитриев, Е. О. Дубровина, И. К. Кондратьев, Г. А. Хрущов-Сокольников).
4. Принципы и приемы создания полноты вещной картины в пушкинском романе при исчислимости использованных художественных предметов. «Предметный пунктир» в изображаемых сегментах мира.
5. Проблема имитации языка эпохи в «Капитанской дочке». Речевая архаика и «стилистический налет». Переиначивание текстов, взятых для эпиграфов и сочинение текстов-имитаций.
6. Речевые сигналы архаичности и окрашивание нейтральных участков текста в «старинный» тон.
7. Принцип «домашней истории».
«века минувшего» и «века нынешного» как один из главных способов воссоздания иной модели мира.
(*) Пушкинские чтения в Тарту: Тезисы докладов научной конференции 13–14 ноября 1987 г. Таллин, 1987. С. 24–25.