"Мнемозина, собрание сочинений в стихах и прозе"


«Мнемозина, собрание сочинений в стихах и прозе» — альманах, издававшийся в Москве В. К. Кюхельбекером (1797—1846) и В. Ф. Одоевским (1804—1869).

Издатели предполагали выпускать в год по четыре части альманаха. Первоначальное число подписчиков было 157. Однако уже после выхода первой части «Мнемозины», которая имела большой успех, Кюхельбекер сообщал в одном из писем, что расходы по первой части полностью покрыты, и собирался «отпечатать еще до 600 экземпляров первой части, а остальных частей сразу 1200» (см.:  Ю. Н.  К. Кюхельбекер // Кюхельбекер В. К. [Соч.] Л., 1939. Т. 1. С. 190). Всего вышло в свет четыре книжки «Мнемозины»: три из них в 1824 г. (I часть: ценз. разр. — 17 янв. 1824 г., вышла 25 февр. 1824 г.; II часть: ценз. разр. — 14 апр. 1824 г., вышла 23 июня 1824 г.; III часть: ценз. разр. — 16 окт. 1824 г., вышла 30 окт. 1824 г.), IV, последняя, часть — в 1825 г. (ценз. разр. — 13 окт. 1824 г., вышла 2 июля 1825 г.).*

В декабрьской книжке «Вестника Европы» за 1823 г. издатели поместили объявление, в котором говорилось о программе нового альманаха: «Сие издание, в роде немецких альманахов, будет иметь главнейшею целию — удовлетворение разнообразным вкусам всех читателей. Посему в состав "Мнемозины" будут входить: повести, анекдоты, характеры, отрывки из комедий и трагедий, стихотворения всех родов и краткие критические замечания» (с. 316). Позже в статье «Несколько слов о "Мнемозине" самих издателей» Одоевский уже открыто формулирует главную цель издания, видя ее в стремлении «распространить несколько новых мыслей, блеснувших в Германии; обратить внимание русских читателей на предметы в России мало известные, по крайней мере, заставить говорить о них; положить пределы нашему пристрастию к французским теоретикам, наконец, показать, что еще не все предметы исчерпаны, что мы, отыскивая в чужих странах безделки для своих занятий, забываем о сокровищах вблизи нас находящихся» (Мнем. Ч. 4. С. 223).

Внешним оформлением и характером материалов «Мнемозина» более напоминала журнал. В состав ее входили следующие отделы: «Философия», «Военная история», «Изящная проза», «Стихотворения», «Путешествия», «Критика и антикритика», «Смесь». Вяземский писал Жуковскому 27 августа 1823 г., что Кюхельбекер «собирается издавать журнал, но и тут беда: имя его, вероятно, под запрещением у цензуры» (РА. 1900. Кн. 1. № 2. С. 190). Таким образом, альманашная форма и непериодичность издания, по всей видимости, были вынужденными. Направление альманаха определяли его создатели: В. К. Кюхельбекер — в области поэзии и критики, В. Ф. Одоевский — в области философии, беллетристики и публицистики. Административная и редакционная деятельность находились главным образом в руках Одоевского. Своим появлением «Мнемозина» внесла заметное оживление в литературную жизнь. В полемику с новым альманахом вступили «Сын отечества», «Литературные листки», «Северный архив», «Благонамеренный», «Новости литературы», «Дамский журнал». Наиболее непримиримую позицию по отношению к издателям «Мнемозины» занял Ф. В. Булгарин (см.:  П. Н.  Ф. Одоевский. Мыслитель. Писатель. М., 1913. Т. 1. Ч. 1. С. 249—295).

«Мнемозины» не совпадали. Кюхельбекер резко выступил на страницах альманаха против бессодержательности элегической школы, противопоставив поэзии подражательной народность и самобытность русской поэзии. Одоевский лишь отчасти разделял литературные взгляды Кюхельбекера, главной своей задачей считая распространение идей любомудрия. В альманахе помимо В. Кюхельбекера и В. Одоевского печатались П. А. Вяземский, Е. А. Баратынский, А. С. Пушкин, Д. В. Давыдов. Особая роль в создании «Мнемозины» принадлежала А. С. Грибоедову, который помог издателям материально. Наряду с известными литераторами встречались имена второстепенных авторов, которые в большинстве своем были близки к московскому кружку будущих «любомудров»: С. Нечаев, С. Раич, Н. Павлов, А. Шаховской, А. Писарев и др.

Пушкин отдал в «Мнемозину» стихотворения «Вечер», «Мой Демон», «К морю». Там же с приложением нот были напечатаны «Татарская песня» (муз. В. Одоевского) и «Слеза» («Вчера за чашей пуншевою...) (муз. М. Яковлева). Под впечатлением пушкинского «Демона» (см.: Мнем. 1824. Ч. 3. С. 11) Одоевский напечатал в «Мнемозине» аполог «Новый Демон» (Ч. 4. С. 35—41), во вступлении к которому писал: «С каким сумрачным наслаждением читал я произведение, где поэт России так живо олицетворил те непонятные чувствования, которые холодят нашу душу посреди восторгов самых пламенных. Глубоко проникнул он в сокровищницу сердца человеческого, из нее похитил ткани, неприкосновенные для простолюдина, — которыми облек он своего таинственного Демона. Но не только существует сей злобный Гений, он находится и вне нас; последний не так опасен, как первый, — но не менее мучителен» (с. 35).

 М. Снегирева существует запись от 7 декабря 1824 г.: «Приезжал Кюхельбекер без меня просить, чтобы я взял на себя цензурование его альманаха на 1825 г.» (РА. 1902. № 8. С. 541—542). В бумагах Одоевского также сохранился план издания «Мнемозины на 1825 год» с прибавлением под названием «Комета» (подробнее см.:  П. Н. Из истории русского идеализма; Князь В. Ф. Одоевский. Т. I. Ч. 1. С. 111—112; Критический журнал «Комета» В. К. Кюхельбекера и В. Ф. Одоевского // Литературное наследие декабристов. Л., 1975. С. 280—285).

«Не оставлять издания», «продолжать говорить правду» и сделать «Мнемозину» «по крайней мере ежемесячной» советовал Кюхельбекеру и Баратынский (PC. 1875. Т. 13. № 7. С. 377). Однако планам издателей не суждено было осуществиться. После участия в восстании 1825 г. Кюхельбекер был заточен в крепость и умер в ссылке, а Одоевский и «любомудры» лишь в 1827 году объединились вокруг «Московского вестника».

 П. Н. Из истории русского идеализма: Князь В. Ф. Одоевский. Мыслитель. Писатель. М., 1913. Т. 1. Ч. 1. С. 103—295; Тынянов Ю. Н. —227;  Н. И. Русская критика первой четверти XIX века. М.; Л., 1959. С. 213—228;  Н. В., Рак В. Д.  К. Кюхельбекер. Путешествие. Дневник. Статьи. Л., 1979. С. 599—615; Краснобородько Т. И. «Современника» // ПИМ. Т. XII. Л., 1986. С. 357—366.

С. Б. Федотова

* «Мнемозины» сообщены Р. Г. Назарьяном по материалам ЦГИАМ (ф. 31, оп. 5, № 3).

Разделы сайта: